Меню Закрыть

Экологическая страничка


«День Эколят»

 Экологическое воспитание дошкольников, прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

В рамках Всероссийского «Дня Эколят» в нашем учреждении был разработан план мероприятий, включающий в себя познавательные мероприятия: «День Земли», «День Птиц», создания плакатов «Берегите Землю», оформление фотовыставки «Дыхание природы». Эти, и другие мероприятия экологической направленности, способствуют формированию у детей любви к миру живой и неживой природы, умение наблюдать в природе, делиться своими знаниями и наблюдениями с другими детьми, с родителями.

Ребята, посмотрев мультфильм «Эколята» познакомились с весёлыми сказочными героями — это жёлуди, каждый со своим характером, но они очень любят природу и заботятся о ней. Жёлуди дружат с Ёлочкой. У каждого героя есть свой костюм, по которому его узнают дошкольники. Они берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях, помогают детям ближе узнать Природу, подружиться с ней и полюбить её.

После просмотра мультфильма «Азбука бережливости», воспитанники старшего дошкольного возраста оформили плакаты «Берегите Землю»

В рамках «Дня Эколят» на мероприятии «День Земли» педагоги рассказали детям о здоровье планеты, привлекли их внимание к ее проблемам. Дети познакомились с глобусом, узнали, почему Землю называют   голубой планетой, побеседовали о том, что Земле грозит опасность и исходит она от нас – людей.  Ребята приняли   участие в экологическом турнире, отвечали на вопросы.  Для детей средних групп прошло мероприятия «День птиц», с целью систематизации знаний по охране окружающей среды. Совместно с родителями –воспитанники оформили выставку фотографий «Дыхание природы».

Данные мероприятия обобщили знания детей о взаимосвязи и взаимодействии человека и природы, сформировали понимание того, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы, у детей появилось чувство бережного отношения к окружающей природе.

Вся проводимая экологическая работа направлена на формирование у подрастающего поколения богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.



1 апреля — Международный день птиц

     Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля международный день птиц. начало этому празднику положено в 1906 году. В России день птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.
      Существовал на Руси обычай делать домики- скворечники для скворцов, развешивать их на шестах у своих домов или деревьях. Ведь птицы верные помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов.
Трудно представить мир без птичьего щебета, весну без скворцы и грачей, море без чаек, рощу без соловья.
     В нашем детском саду по традиции в этот день был проведен праздник «Пернатые друзья — птицы» для детей старших и подготовительных групп.
Дети кликали заклички, отгадывали загадки, играли в игры, посмотрели сценку «Этот случай был в апреле» в исполнении детей группы № 8.
     Уважаемые родители смастерив домик — скворечник, вы доставите радость своему ребенку и принесете неоценимую помощь природе родного края.
Людмила Геннадьевна, воспитатель

Снежный городок эколят

В рамках проведения Всероссийского конкурса на лучший снежный городок и с целью развития экологического образования, экологической культуры, формирования у воспитанников богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе и развития у детей внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережному отношению к ней, на территории МАДОУ «Детский сад №4» г. Чернушка был построен «Снежный городок Эколят».

Согласно условиям конкурса, в городке присутствуют снежные образы сказочных героев Эколят — самая серьёзная, знающая много интересных историй, Умница, самый озорной и шкодливый, знающий множество веселых игр, Шалун, довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный, но готовый всячески поддерживать старшего брата — Шалуна – не только во всех его проказах, но и полезных делах, Тихоня и веселая и общительная Ёлочки.

На площадке также построены различные снежные конструкции и игровые элементы: символ наступившего года – тигр, домик сказочных героев Эколят, елочки, две горки – одна для катания детей, а другая – для кукол, снежные валы для перешагивания или хождения по ним, оборудована дуга для подлезания, прокатывания мячиков или в качестве хоккейных или футбольных ворот и игровой элемент для метания «Попади в шарик».

Все сказочные герои и постройки снежного городка раскрашены в яркие цвета и оформлены с использованием ткани и других дополнительных элементов (ягод, листочков, ленточек, шишек). На территории снежного городка развешаны кормушки, в которые дети ежедневно подсыпают угощение для птиц.

Каждый образ и элемент несут свою познавательную и обучающую функцию для дошкольников. Тигр – исчезающий вид и занесенный в Красную книгу. Елочки символизируют защиту деревьев от вырубки. Сказочные герои призывают беречь и охранять лес, заботится о его обитателях.


«Экологический урок»

В ноябре в нашем детском саду был проведен урок «Эколята-юные защитники природы» в рамках Всероссийского урока. В нём приняли участие 4 педагога и 45 детей старшего дошкольного возраста. Дети закрепили правила поведения в природе, послушали гимн юных эколят, поучаствовали в конкурсах. В заключении посмотрели видеоролик о красоте природы нашего родного Пермского края.

Людмила Геннадьевна, воспитатель


Экологическое воспитание в МАДОУ «Детский сад № 4»

   Формирование экологической культуры и природоохранного сознания у воспитанников является одной из приоритетных задач МАДОУ «Детский сад № 4», так как бережное отношение к природе, осознание важности её охраны закладывается именно в дошкольном возрасте. У ребёнка, ярко воспринимающего красоту окружающего мира, возникает чувство привязанности к тем местам, где он живёт, желание их охранять, делать лучше, что позднее перерастает в любовь к Родине. Это и есть цель экологического воспитания: осознание себя хозяином своей земли, который не только пользуется её богатствами, но и сохраняет и приумножает их.

С этой целью в учреждении проводится систематическая работа, которая включает:

-создание образовательной среды;

— работа с детьми и родителями;

— работа с педагогами;

— работа с социумом.

   Важным условием эффективности нашей работы является создание эколого-развивающей среды. В каждой группе создан экологический уголок, который содержит различные дидактические игры, правила поведения в природе, тематические альбомы, календари природы, книжки-самоделки, макеты явлений природы, природные материалы, материалы для экспериментирования, книги и т.д. Воспитатели групп с помощью родителей и при участии воспитанников придают своим уголкам неповторимость и своеобразие, постоянно обновляя и пополняя их. Значительное место в среде занимают дидактические пособия «Лепбук» на самые разные темы: «Экология», «Птицы» «Животные Пермского края» и т.д.

   Для использования в работе с детьми в детском саду создана медиотека, где собраны видеопрезентации и фильмы на тему природы, аудиотека со звуками природы (шум ветра, дождя, грозы, голоса птиц и животных и т.п.).

   На территории детского сада функционируют экологическая тропа и огород. В зимний период организуется «Птичья столовая».

 Педагогами ежегодно проводится ряд мероприятий, целью которых является обогащение детских представлений об объектах природы, их знакомство с правилами поведения в природе, развитие у детей эмоциональной отзывчивости, желания беречь и охранять природу. Многие мероприятия стали уже традиционными: конкурсы рисунков и чтецов, конкурсы-выставки поделок из природных и бросовых материалов, экскурсии к городскому пруду, к фонтану, в городской парк, краеведческий музей, различные акции: «Покормите птиц зимой», «Сбережем ель – красавицу лесную», «Берегите первоцветы», «Синичкин день» и др.

   В рамках экологического воспитания педагоги с детьми занимаются театрализованными постановками по сказкам собственного сочинения: «Приключения Экотоши», «Новогодняя сказка», «Вяз шершавый». С данными постановками принимают участие в конкурсах: районный конкурс «История глазами ребенка», Всероссийский театрализованный фестиваль «Уральские сказы» и др. А также выступают перед остальными воспитанниками детского сада.

   Ежегодно учреждение заключает договор о сотрудничестве с районной детской библиотекой о проведении мероприятий, которые включают в себя знакомство с творчеством детских писателей о природе, цикла бесед по экологии.

   В детском саду проводится достаточно много мероприятий на экологическую тему, но главным праздником для воспитанников  является посвящения в Эколята – юных друзей природы.

   Кроме мероприятий, проводимых в детском саду, педагоги, дети и родители принимают активное участие в мероприятиях разных уровней. Так, за участие в краевом конкурсе на лучшую просветительскую кампанию «Зеленые символы малой Родины» получен диплом победителя и красная книга Пермского края в подарок.

  В содержании выставочного стенда представлена небольшая часть изготавливаемых и используемых методических пособий детского сада, фото с мероприятий экологической направленности и достижений коллектива по экологическому воспитанию дошкольников.


Альбом «Вяз шершавый» составлен в рамках краевого конкурса на лучшую просветительскую кампанию «Зеленые символы малой Родины»   (скачать)


Экологическая тропа в детском саду

   В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением на всех ступенях образования.  Это связано с тем, что на данный момент дети воспитываются в среде, где весьма затруднено общение с природой.  Современные родители  предпочитают проводить свои выходные чаще в торговых центрах или кафе, чем в парке. Поэтому мы считаем просто  необходимым  предоставить детям возможность наблюдать за животными и растениями и общаться с живой природой в детском саду.

  С созданием экологической тропы в МАДОУ «Детский сад №4» у педагогов появилась уникальная возможность показать детям всю красоту нашей природы и познакомить их с «местными» ее обитателями. Посещение объектов экологической тропы  способствует приобщению детей к природе родного края, формированию эмоционального и бережного отношения к ней, умения образно воспринимать и любить окружающим мир, оздоровлению дошкольников в естественных условиях.

   Наша экологическая тропа представляет собой маршрут из достаточно большого количества точек: уголок леса, огород, уголок нетронутой природы, грядка с лекарственными растениями, уголок сада, муравейник, цветочные клумбы, искусственный водоем, отдельно растущие различные виды пород деревьев. В качестве объектов были выбраны разные виды растений, деревьев, насекомых, трав.

  Например, на небольшой поляне летом, в зоне «Зеленой аптеки», мы с детьми  легко находим  лекарственные травы, такие как: душица, зверобой, мелиса, мята, тысячелистник, пижма.

  Вдоль забора детского сада  растут ели, березы, клены, липы, которые помогают очищать воздух от загрязнений. На деревьях располагаются кормушки и скворечники, в которых в зимний период птицы могут найти заботливо заготовленный детьми и родителями корм, взамен предоставляя возможность понаблюдать за ними.

  Под окнами нашей группы расположен небольшой огород и цветник, где воспитатели вместе с детьми сажают овощи, злаки и цветы, затем ухаживают за ними, чтобы через некоторое время полюбоваться цветущими растениями или  увидеть, как созревает урожай.

  Дети проявляют активный интерес к экологии именно потому, что тут они могут многое сделать своими руками,  задают интересующие вопросы и сами же ищут на них ответы. Как бонус – это ненавязчивая образовательная деятельность в свободной форме, которая  осуществляется в естественных природных условиях. Педагог вместе с дошкольниками организует игры с природными материалами, такими как вода, песок, листья, шишки. Во время прогулки организовываются  игры «Что где растет?», «Загадки о животных», «Во саду ли, в огороде» или «Лужайка с насекомыми».

  Ребёнку гораздо важнее проверить самому, как и почему исчезает лужа, что за насекомое стрекочет в траве, как растет редиска, чем просто услышать об этом от взрослого. Это значит, что знакомство детей с природой  должно базироваться на самых разных видах детской деятельности.  

 Например, на «Лужайке с насекомыми» приоритетом будет являться наблюдение детей с лупой за растениями и насекомыми для их узнавания. Объектами станут  цветы, травинки, жуки, бабочки. На объекте «Во саду ли в огороде» мы  вместе с детьми создаем мини-огород, где каждый ребенок сажает  овощ и начинает за ним ухаживать, пока тот не вырастет и его можно будет попробовать. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить богатство родной природы.

   Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем  познавательного развития.

  Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Людмила Геннадьевна Солдатенкова, Алена Игоревна Шутова,воспитатели  

 


«Мы дружны с Природой с детства!»

   Экологическое воспитание — это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребёнка к миру природы. Задача взрослых — помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и представлений о природе.

   Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Дети восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться природными объектами и явлениями природы.

  Ребята начинают понимать, что к животным и птицам, растениям необходимо относиться с особой бережностью. Заботиться о живых существах это не только интересно, но и правильно. Помнить — что природа  — это необходимое условие, без которого человечество не могло бы существовать.

   Экологическое воспитание детей своей группы  я осуществляю через разнообразные  формы деятельности.

  Огромный воспитательный и развивающий потенциал заложен в играх. Так,  настольно-дидактическая игра «Чей домик» помогает малышам запомнить места «жительства»  животных, птиц,  насекомых. В  начале игры я начинаю сама рассказывать о разных обитателях природы, а дети, опираясь на имеющийся у них личный опыт, дополняют мою информацию, задают вопросы.  Вместе мы находим «домик» и  жильца для него.  На последующих этапах  дети самостоятельно справляются с этой задачей.  Постепенно количество карточек увеличивается, пополняется запас знаний.  Позже предлагаю  дошкольникам   придумать невероятные истории, в которых главными героями  становятся изученные объекты природы.

   Ничуть не меньше детям  нравится конструировать. Из деталей разного размера они легко строят дома для разных животных, будь то слон или мышка. 

   Так  мы не  только знакомимся  с животными, но и учимся относиться к ним бережно и внимательно. Это обусловлено необходимостью  с дошкольного  возраста побуждать у детей интерес и любовь к животным, как  для формирования правильного отношения к фауне, так и  для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость. Крайне важно  предупреждать в детях такой  порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

   С большим удовольствием дети принимают участие в игре «Угадай, что в руке».  Все встают в круг, прячут руки за спину,  держа муляж овоща или фрукта, но какого именно —  они не знают. У воспитателя второй набор таких же овощей и фруктов. Взрослый  показывает предмет, дети на ощупь определяют, у кого в руках такой же. После того, как овощ или фрукт назван, дети  подробно его описывают. Эта игра позволяет  акцентировать внимание на полезных дарах природы, пополнять  запас знаний, развивать любознательность.

   С детьми и их семьями часто выходим на экскурсии. В это время  ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как природа преобразуются, и не всегда в лучшую сторону,  от воздействия человека.  Заранее с родителями  проводим подготовку, продумываем место, собираем необходимые атрибуты и т.д. Накануне сообщаю детям о предстоящем мероприятии, чтобы вызвать у них интерес, вместе с ними вспоминаем правила поведения на природе.

  Во время похода обязательно проводим наблюдение за каким-либо интересным объектом или явлением. Дети очень любят размышлять о том, что может произойти дальше, какие меры нужно предпринять, чтобы последствия не нанесли ущерба природе.  Очень радует, когда дошкольники «учат» взрослых родителей, как нужно поступить в той или иной ситуации, касающейся охраны природы.

   Позже организуем для детей игры, соревнования, даем  время на самостоятельную деятельность. 

 Спустя некоторое время после экскурсии, предлагаю воспитанникам выразить свое отношение к мероприятию в рисунке, рассказе, которые оформляем в групповой альбом. 

  В результате проведения различных мероприятий экологической направленности дети стали  проявлять интерес  к окружающему миру, стремление к активной деятельности по сохранению природы.  Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями  дети делятся со взрослыми  и  другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Рита Самигулловна Кантуганова, воспитатель


Детский сад экологических чудес

   В настоящее время вопросам охраны природы, разумного отношения к ее богатствам уделяется все больше внимания.  Это далеко не случайно, поскольку «следы» присутствия человека  заметны повсеместно, а тема  истощения  природных ресурсов  — едва ли не одна из самых обсуждаемых в последнее время. И все чаще мы слышим пугающую фразу «экологическая катастрофа»…

  Для успешного решения острых вопросов,   касающихся природосбережения, усилия каждого из нас должны быть объединены и согласованы.  Эти два основополагающих принципа —  фундамент экологической грамотности человека в любом возрасте.  А начинать формировать ее у ребенка нужно с дошкольного возраста – в этом твердо убеждены педагоги МАДОУ «Детский сад №4» г. Чернушка.

 Для того чтобы работа по решению задач экологического воспитания носила  систематический и продуктивный характер, в начале года был составлен  план мероприятий,  за каждым – закреплен ответственный.  Учитывая, что у каждого из воспитателей  за  плечами немалый опыт работы,  а фантазия почти безгранична,  формы деятельности с детьми были предусмотрены самые разнообразные. И сейчас можно подвести промежуточные итоги нашей работы.

  Так, в январе в детском саду состоялся конкурс стенгазет «Покормите птиц зимой!».  Воспитанники и их семьи проявили себя как знатоки пернатых, отразили интересные факты о них на бумаге, при этом используя  и бросовый  природный материал, отчего каждая из  представленных  на суд жюри стенгазет была просто уникальной! Но на этом внимание к птичкам не ослабело,  а плавно переключилось на необходимость собрать для пташек корм. Итоги акции впечатляют: за короткое время в группах было собрано более 50 кг корма! До самой весны дети регулярно  пополняли запасы пищи  для птичек в кормушках на своих прогулочных участках.

  Параллельно «птичьим заботам»  в детском саду проходила акция по сбору отработанных батареек. Каждая группа приготовила 5-литровую пластиковую тару для их сбора. И уже через 3 месяца в Комитет по охране окружающей среды было сдано 5 таких емкостей. А поскольку дети продолжали нести из дома батарейки, акцию решено было проводить постоянно. И сейчас очередная партия их готовится к утилизации.

  К началу летнего оздоровительного периода педагоги приготовили для детей экологический  квест «Ты и я – за экологию всегда!»,  направленный на формирование гуманного и бережного отношения к природе. В детский сад пришло письмо с просьбой помочь обитателям леса спасти Старичка-Лесовичка из заточения Кикиморы и Кощея. Они хотят, чтобы вся планета стала их царством,  вокруг не было ни растений, ни животных. А в лесу без хозяина начинается беспорядок.  Детей не испугали трудные задания, сообща они успешно справились со всеми препятствиями и быстро добрались до злодеев. Спасенный Старичок – Лесовичок  устроил для дошколят настоящий праздник с фокусами, аттракционами и конкурсами. Дети от души повеселились, а самое главное, поняли, что будущее планеты в целом зависит от каждого человека, его осознанного  отношения к окружающему миру.  

  Не остаются в стороне от экологических мероприятий и воспитанники   младших групп нашего детского сада. Для них воспитатели организуют представления кукольного театра: «Приключения Муравьишки»,  «Лесная история»,  «Как Белочка к зиме готовилась» и многие другие.  Мы учим малышей  наблюдать за явлениями и объектами природы,  совершать   поступки, не приносящие им вреда, проявлять бережное отношение и заботу.

  Такой подход, на наш взгляд, способствует  формированию у детей экологической культуры,  осознанно-правильного отношения к окружающему миру. По результатам педагогических наблюдений и бесед с родителями,  дети стали проявлять осознанно-положительное отношение  к природе,  желание помогать взрослым в делах по ее охране и защите, стремление к совершению добрых поступков.   

   И это – только малая часть  мероприятий, проводимых в нашем детском саду. И завершение  Года экологии  не станет окончанием работы по воспитанию экологической культуры подрастающего поколения.

Марина Александровна Чермянина,старший воспитатель