Экологическая страничка


Так держать!!!!

 


Экологическая тропа в детском саду

   В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением на всех ступенях образования.  Это связано с тем, что на данный момент дети воспитываются в среде, где весьма затруднено общение с природой.  Современные родители  предпочитают проводить свои выходные чаще в торговых центрах или кафе, чем в парке. Поэтому мы считаем просто  необходимым  предоставить детям возможность наблюдать за животными и растениями и общаться с живой природой в детском саду.

  С созданием экологической тропы в МАДОУ «Детский сад №4» у педагогов появилась уникальная возможность показать детям всю красоту нашей природы и познакомить их с «местными» ее обитателями. Посещение объектов экологической тропы  способствует приобщению детей к природе родного края, формированию эмоционального и бережного отношения к ней, умения образно воспринимать и любить окружающим мир, оздоровлению дошкольников в естественных условиях.

   Наша экологическая тропа представляет собой маршрут из достаточно большого количества точек: уголок леса, огород, уголок нетронутой природы, грядка с лекарственными растениями, уголок сада, муравейник, цветочные клумбы, искусственный водоем, отдельно растущие различные виды пород деревьев. В качестве объектов были выбраны разные виды растений, деревьев, насекомых, трав.

  Например, на небольшой поляне летом, в зоне «Зеленой аптеки», мы с детьми  легко находим  лекарственные травы, такие как: душица, зверобой, мелиса, мята, тысячелистник, пижма.

  Вдоль забора детского сада  растут ели, березы, клены, липы, которые помогают очищать воздух от загрязнений. На деревьях располагаются кормушки и скворечники, в которых в зимний период птицы могут найти заботливо заготовленный детьми и родителями корм, взамен предоставляя возможность понаблюдать за ними.

  Под окнами нашей группы расположен небольшой огород и цветник, где воспитатели вместе с детьми сажают овощи, злаки и цветы, затем ухаживают за ними, чтобы через некоторое время полюбоваться цветущими растениями или  увидеть, как созревает урожай.

  Дети проявляют активный интерес к экологии именно потому, что тут они могут многое сделать своими руками,  задают интересующие вопросы и сами же ищут на них ответы. Как бонус – это ненавязчивая образовательная деятельность в свободной форме, которая  осуществляется в естественных природных условиях. Педагог вместе с дошкольниками организует игры с природными материалами, такими как вода, песок, листья, шишки. Во время прогулки организовываются  игры «Что где растет?», «Загадки о животных», «Во саду ли, в огороде» или «Лужайка с насекомыми».

  Ребёнку гораздо важнее проверить самому, как и почему исчезает лужа, что за насекомое стрекочет в траве, как растет редиска, чем просто услышать об этом от взрослого. Это значит, что знакомство детей с природой  должно базироваться на самых разных видах детской деятельности.  

 Например, на «Лужайке с насекомыми» приоритетом будет являться наблюдение детей с лупой за растениями и насекомыми для их узнавания. Объектами станут  цветы, травинки, жуки, бабочки. На объекте «Во саду ли в огороде» мы  вместе с детьми создаем мини-огород, где каждый ребенок сажает  овощ и начинает за ним ухаживать, пока тот не вырастет и его можно будет попробовать. Все это приучает детей любить, беречь, сохранять, ценить богатство родной природы.

   Поэтому экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем  познавательного развития.

  Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Людмила Геннадьевна Солдатенкова, Алена Игоревна Шутова,воспитатели  

 


«Мы дружны с Природой с детства!»

   Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Взрослый должен помочь ребёнку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нём живёт. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребёнка к миру природы. Задача взрослых – помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и представлений о природе.

   Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Дети восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Уже в раннем возрасте дети начинают интересоваться природными объектами и явлениями природы.

  Ребята начинают понимать, что к животным и птицам, растениям необходимо относиться с особой бережностью. Заботиться о живых существах это не только интересно, но и правильно. Помнить – что природа  – это необходимое условие, без которого человечество не могло бы существовать.

   Экологическое воспитание детей своей группы  я осуществляю через разнообразные  формы деятельности.

  Огромный воспитательный и развивающий потенциал заложен в играх. Так,  настольно-дидактическая игра “Чей домик” помогает малышам запомнить места «жительства»  животных, птиц,  насекомых. В  начале игры я начинаю сама рассказывать о разных обитателях природы, а дети, опираясь на имеющийся у них личный опыт, дополняют мою информацию, задают вопросы.  Вместе мы находим «домик» и  жильца для него.  На последующих этапах  дети самостоятельно справляются с этой задачей.  Постепенно количество карточек увеличивается, пополняется запас знаний.  Позже предлагаю  дошкольникам   придумать невероятные истории, в которых главными героями  становятся изученные объекты природы.

   Ничуть не меньше детям  нравится конструировать. Из деталей разного размера они легко строят дома для разных животных, будь то слон или мышка. 

   Так  мы не  только знакомимся  с животными, но и учимся относиться к ним бережно и внимательно. Это обусловлено необходимостью  с дошкольного  возраста побуждать у детей интерес и любовь к животным, как  для формирования правильного отношения к фауне, так и  для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость. Крайне важно  предупреждать в детях такой  порок, как бессердечное обращение с животными, любое проявление черствости и жестокости по отношению к живым существам.

   С большим удовольствием дети принимают участие в игре “Угадай, что в руке».  Все встают в круг, прячут руки за спину,  держа муляж овоща или фрукта, но какого именно –  они не знают. У воспитателя второй набор таких же овощей и фруктов. Взрослый  показывает предмет, дети на ощупь определяют, у кого в руках такой же. После того, как овощ или фрукт назван, дети  подробно его описывают. Эта игра позволяет  акцентировать внимание на полезных дарах природы, пополнять  запас знаний, развивать любознательность.

   С детьми и их семьями часто выходим на экскурсии. В это время  ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как природа преобразуются, и не всегда в лучшую сторону,  от воздействия человека.  Заранее с родителями  проводим подготовку, продумываем место, собираем необходимые атрибуты и т.д. Накануне сообщаю детям о предстоящем мероприятии, чтобы вызвать у них интерес, вместе с ними вспоминаем правила поведения на природе.

  Во время похода обязательно проводим наблюдение за каким-либо интересным объектом или явлением. Дети очень любят размышлять о том, что может произойти дальше, какие меры нужно предпринять, чтобы последствия не нанесли ущерба природе.  Очень радует, когда дошкольники «учат» взрослых родителей, как нужно поступить в той или иной ситуации, касающейся охраны природы.

   Позже организуем для детей игры, соревнования, даем  время на самостоятельную деятельность. 

 Спустя некоторое время после экскурсии, предлагаю воспитанникам выразить свое отношение к мероприятию в рисунке, рассказе, которые оформляем в групповой альбом. 

  В результате проведения различных мероприятий экологической направленности дети стали  проявлять интерес  к окружающему миру, стремление к активной деятельности по сохранению природы.  Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями  дети делятся со взрослыми  и  другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Рита Самигулловна Кантуганова, воспитатель


Детский сад экологических чудес

   В настоящее время вопросам охраны природы, разумного отношения к ее богатствам уделяется все больше внимания.  Это далеко не случайно, поскольку «следы» присутствия человека  заметны повсеместно, а тема  истощения  природных ресурсов  – едва ли не одна из самых обсуждаемых в последнее время. И все чаще мы слышим пугающую фразу «экологическая катастрофа»…

  Для успешного решения острых вопросов,   касающихся природосбережения, усилия каждого из нас должны быть объединены и согласованы.  Эти два основополагающих принципа –  фундамент экологической грамотности человека в любом возрасте.  А начинать формировать ее у ребенка нужно с дошкольного возраста – в этом твердо убеждены педагоги МАДОУ «Детский сад №4» г. Чернушка.

 Для того чтобы работа по решению задач экологического воспитания носила  систематический и продуктивный характер, в начале года был составлен  план мероприятий,  за каждым – закреплен ответственный.  Учитывая, что у каждого из воспитателей  за  плечами немалый опыт работы,  а фантазия почти безгранична,  формы деятельности с детьми были предусмотрены самые разнообразные. И сейчас можно подвести промежуточные итоги нашей работы.

  Так, в январе в детском саду состоялся конкурс стенгазет «Покормите птиц зимой!».  Воспитанники и их семьи проявили себя как знатоки пернатых, отразили интересные факты о них на бумаге, при этом используя  и бросовый  природный материал, отчего каждая из  представленных  на суд жюри стенгазет была просто уникальной! Но на этом внимание к птичкам не ослабело,  а плавно переключилось на необходимость собрать для пташек корм. Итоги акции впечатляют: за короткое время в группах было собрано более 50 кг корма! До самой весны дети регулярно  пополняли запасы пищи  для птичек в кормушках на своих прогулочных участках.

  Параллельно «птичьим заботам»  в детском саду проходила акция по сбору отработанных батареек. Каждая группа приготовила 5-литровую пластиковую тару для их сбора. И уже через 3 месяца в Комитет по охране окружающей среды было сдано 5 таких емкостей. А поскольку дети продолжали нести из дома батарейки, акцию решено было проводить постоянно. И сейчас очередная партия их готовится к утилизации.

  К началу летнего оздоровительного периода педагоги приготовили для детей экологический  квест «Ты и я – за экологию всегда!»,  направленный на формирование гуманного и бережного отношения к природе. В детский сад пришло письмо с просьбой помочь обитателям леса спасти Старичка-Лесовичка из заточения Кикиморы и Кощея. Они хотят, чтобы вся планета стала их царством,  вокруг не было ни растений, ни животных. А в лесу без хозяина начинается беспорядок.  Детей не испугали трудные задания, сообща они успешно справились со всеми препятствиями и быстро добрались до злодеев. Спасенный Старичок – Лесовичок  устроил для дошколят настоящий праздник с фокусами, аттракционами и конкурсами. Дети от души повеселились, а самое главное, поняли, что будущее планеты в целом зависит от каждого человека, его осознанного  отношения к окружающему миру.  

  Не остаются в стороне от экологических мероприятий и воспитанники   младших групп нашего детского сада. Для них воспитатели организуют представления кукольного театра: «Приключения Муравьишки»,  «Лесная история»,  «Как Белочка к зиме готовилась» и многие другие.  Мы учим малышей  наблюдать за явлениями и объектами природы,  совершать   поступки, не приносящие им вреда, проявлять бережное отношение и заботу.

  Такой подход, на наш взгляд, способствует  формированию у детей экологической культуры,  осознанно-правильного отношения к окружающему миру. По результатам педагогических наблюдений и бесед с родителями,  дети стали проявлять осознанно-положительное отношение  к природе,  желание помогать взрослым в делах по ее охране и защите, стремление к совершению добрых поступков.   

   И это – только малая часть  мероприятий, проводимых в нашем детском саду. И завершение  Года экологии  не станет окончанием работы по воспитанию экологической культуры подрастающего поколения.

Марина Александровна Чермянина,старший воспитатель


24.03.2017 |